Выбор ледобура для зимней рыбалки

Какой русский рыболов не любит быстро сверлить лунки? Хороший ледобур пригодится не только спортсменам, но всем сибирским рыболовам, поскольку без стоящего инструмента в наших климатических условиях не обойтись. Конечно, каждый рыболов понимает, что купить ледобур — это не на мормышку потратиться. Ледобур — вещь дорогая, служит достаточно долго, а значит, стоит пораскинуть мозгами, чтобы сделать верный выбор.

Диаметр ледобура

Диаметр выбирается исходя из предполагаемого размера вылавливаемой рыбы. Диаметр 100 мм хорош при ловле некрупной рыбы: елец, плотва, окунь весом до 700 грамм, щука до 1 кг. Более крупная рыба уже может не пролезть в отверстие с таким диаметром, да и обмерзают на морозе узкие лунки гораздо быстрее широких. Но в обычных рядовых рыбалках на некрупную рыбу этот диаметр очень востребован: легче сверлить лунку. Именно диаметром 100 мм (есть зарубежные модели даже в 90 мм) пользуются рыболовы-спортсмены, поскольку им нужно сверлить много лунок, да и рыбу они, как правило, ловят не крупную.

Но более универсальным для рядового рыболова-любителя будет ледобур с диаметром сверления 110—115 мм. В лунку можно заводить фактически любую рыбу, которую вы ловите мормышкой или балансиром, а по скорости сверления и физическим усилиям просверлить отверстие подобного диаметра не намного сложнее, чем лунку диаметром 100 мм. Согласитесь, не каждый день на балансир ловятся щуки крупнее пяти килограмм.

Ледобуры, сверлящие лунки диаметром 130—150 мм, конечно же, тоже подходят под любую рыбу, но чаще всего их покупают, ориентируясь ловить не только на удочку или балансир, но еще и на жерлицы. Диаметр 130 мм хорош для тех рыболовов, которые могут позволить себе только один ледобур. Сверлить лунки будет несколько труднее, зато в подобное отверстие можно смело вытаскивать крупную щуку (до 6—7 кг), судака и леща средних размеров.

Ну а если ваша цель — трофейная рыба (например, лещ больше 1—2 кг, щука весом более 7—8 кг), то следует выбрать ледобур с диаметром сверления минимум 150 мм, а лучше — 175 или 200 мм. Сверлить лунки такого диаметра — дело довольно трудоемкое, и обычно в Сибири отверстия такого диаметра сверлят мотобурами.

Как показывает практика, одного ледобура все-таки бывает недостаточно, и со временем у каждого рыболова должно быть в арсенале два или даже три «орудия». Но если у вас в данный момент нет такой материальной возможности, то из положения можно выйти следующим образом: так как рыбаки — люди компанейские и, как правило, ездят на рыбалку одним составом, то каждый может приобрести ледобур разного диаметра, а использовать их можно совместно сообразно условиям рыбалки.

Отечественные ледобуры

Плюсы: низкая стоимость ледобура, дешевизна лезвий, простота их заточки.

Минусы: качество всего ледобура в целом; недолговечная краска на шнеке; лезвия быстрее тупятся и иногда просто бывают не лучшего качества; под мокрый лед нужны специальные лезвия; сверлят лунки с большим усилием, чем зарубежные аналоги; штатные винты крепления лезвий в процессе сверления выкручиваются и требуют постоянной подтяжки.

Скандинавские ледобуры

Плюсы: качество сборки и материалов; легко сверлят лед; специальный угол заточки позволяет одним лезвием сверлить любой лед.

Минусы: цена выше в 3—4 раза; сменная головка с лезвиями стоит до 30—40% от стоимости самого бура; заточка моментально портится от попадания лезвия на песок во льду или на дне; сложности с повторной заточкой; при сверлении лунки скандинавский ледобур вращается в отличие от наших по часовой стрелки, что первое время непривычно.

Учитывая все вышеописанные плюсы и минусы, рыболовы разделились почти поровну на тех, кто считает, что наши ледобуры — это прошлый век, и тех, кто не желает платить в несколько раз больше денег, потому что в умелых руках и наш инструмент служит не ху-же. Каждая точка зрения не лишена логики, а значит, переубеждать тех и других в обрат-ном нет смысла. Постараюсь просто дать описания самых известных моделей ледобуров для того, чтобы рыболовы сами сделали свой осознанный выбор.

«Питерский» («ленинградский») ледобур

Основной ледобур российских рыболовов «эпохи застоя». Он выпускается до сих пор и достаточно популярен среди любителей подледной рыбалки. К недостаткам можно отнести малый модельный ряд: всего две или три модели. Часты случаи поломок; однажды у меня на глазах при вытаскивании питерского ледобура из мокрого слоеного льда в гармошку сложился шнек. Еще один минус питерского бура — очень маленький барашек на креплении ручки и шнека. При обмерзании льдом его просто невозможно не только открутить, но и даже найти.

В последние годы питерцы стали выпускать титановые двух- и трехножевые буры. Безусловно, они очень легки и достаточно прочны. Но и у них есть ряд недостатков, в первую очередь высокая цена — она даже большая, чем у скандинавских буров. При сверлении лунок обнаружилась сильная вибрация, от которой устают руки. А у трехножевых буров есть еще один недостаток — при обмерзании отскрести лед с трех ножей крайне сложно.

Барнаульские буры («Тонар»)

В отличие от питерских эти ледобуры имеют широкий модельный ряд, что позволяет бурить ими лунки разных диаметров: от 100 до 180 мм. На данный момент это самые популярные и востребованные российские ледобуры. Неплохое качество ножей, к тому же есть лезвия для мокрого льда, что очень важно. Сверлить обычными ножами слоеный мартовский и апрельский лед совсем невозможно, бур застревает во льду и иногда на сверление одной лунки уходит столько сил, что и на рыбалку не остается. Есть и еще один плюс: можно выбрать ледобур не только по диаметру, но и по высоте шнека, а также по форме ручки: для сверления одной рукой или двумя.

Очень многое зависит и от хозяина, в бережных руках которого бур может служить десять и более лет. В целом барнаульские буры достаточно удачно сделаны и стоят тех денег, что за них просят.

В модельном ряду есть и очень популярный среди сибирских рыболовов-спортсменов бур «Сотка Казанцева» диаметром 100 мм с длинным шнеком. Недавно в Барнауле стали делать и титановые буры. Про качество этой продукции сказать пока нечего, т.к.еще нет отзывов.

Шведские ледобуры Mora

Лидер среди зарубежных буров — продукция шведской компании Mora. Основные отличия шведских ледобуров от наших — применение сферических лезвий, а также вращение бура при сверлении по часовой стрелки. Но, впрочем, это не критично, я особого дискомфорта не почувствовал и быстро привык.

Модельный ряд шведских ледобуров состоит из 6 моделей диаметром от 110 до 200 мм. Можно подобрать себе не только диаметр, но и высоту шнека и даже высоту всего бура (модель Micro).

Благодаря сферической форме ножей лунки сверлятся легко и без сильного нажима. Особенно ощущаешь преимущества сферических лезвий в марте и апреле, когда российские ледобуры с большим трудом справляются с мокрым и слоеным льдом.

Как всегда, все хорошее имеет оборотную сторону: режущая часть буров Mora боится песка. Достаточно совсем немного зацепить находящийся во льду песок, как лезвия приходят в негодность. Есть умельцы, которые умеют точить такие лезвия, но их крайне мало, и даже они не всегда могут дать гарантию положительного результата. Самому хорошо заточить лезвие даже при наличии специальной точилки практически невозможно. Или, скажем так, наточить-то можно, но вернуть заводское качество уже невозможно. А цена запасного комплекта кусается — за эти деньги можно купить новый российский бур.

У шведских буров специальная технология покраски шнека: чтобы снять с него наледь, достаточно на короткое время опустить ледобур в лунку, а затем легко очистить рукой. У многих моделей рукоятка может регулироваться по высоте. Все эти возможности плюс качественные детали и сборка и определяют стоимость, которая в 3—4 раза выше отечественных ледобуров.

Финские ледобуры Rapala

Ледобуры Rapala выпускаются с диаметром головки 90—180 мм. Финские буры отличаются от прочих ледобуров тем, что оснащаются не режущими ножами или сферическим лезвием, а съемными режущими головками. Финские ледобуры вы-пускаются двух видов: одни складываются пополам, как российские, другие имеют цельный длинный шнек, а для транспортировки у такого бура складывается только ручка. С помощью такого бура можно сверлить даже наклонные лунки или рассверливать стоящие рядом отверстия.

В ледобуре Rapala можно использовать сменную головку большего диаметра, посадочные места у всех буров унифицированы и не зависят от размеров. Конечно, с головкой большего диаметра шнек не будет справляться и выбрасывать весь лед, а потому в такой комплектации ледобур надо будет чаще доставать из лунки и отряхивать ледовое крошево.

Как и в случае с ледобурами Mora, ножи к Rapala очень трудно заточить в домашних условиях, а цена на запасные режущие головки составляет опять-таки едва ли не половину цены стоимости нового бура. Но если вы ловите на озерах без песка во льду, то этот бур прослужит вам с одним лезвием несколько лет. Надо отметить и то, что подобные лезвия гораздо меньше изнашиваются, и их можно не точить годами.

Уход за ледобуром

  1. На рыбалке старайтесь не класть мокрый бур в снег — моментально на шнеке станет образовываться лед. Старайтесь оставлять ледобур в вертикальном положении, вкрученным на глубину 5—10 см в лед.
  2. После рыбалки, занеся ледобур в теплое помещение, насухо протрите тряпочкой его ножи. Каким бы ни был материал, из которого сделаны лезвия, если их не протирать и не сушить, рано или поздно на них появится ржавчина. Убирая ледобур на летнее хранение, не помешает смазать ножи машинным маслом.
  3. Ни в коем случае нельзя стучать режущими ножами по льду, а тем более любой другой более твердой поверхности.
  4. Не сбивайте с ножей намерзший лед. Лед нужно либо растопить в теплом помещении, либо опустить ледобур в лунку и дождаться, пока лед оттает. В крайнем случае можно лед счищать или соскребать, но не стучать.
  5. Шнеки на зарубежных ледобурах очищаются простым опусканием в лунку, на наших, пока есть краска, тоже можно поступать так же. Если краски на шнеке мало, то на оголенные места лед начнет примерзать намертво, и если вы будете отстукивать его, то делайте это деревянной палочкой, чтобы не сбивать остатки краски.
  6. На раскладном буре смазывайте место соединения колен.
  7. Перевозите в санях ледобуры только в сложенном виде с защитным кожухом на лезвиях. Неоднократно от несобранных ледобуров страдали пассажиры саней.
  8. Всегда носите с собой несложный ремкомплект: отвертку, ключ и запасные болты для лезвий.




Тэги :